Хрен в Санкт-Петербурге

При составлении данной подборки документов нашими юристами использовалась правовая система Консультант плюс.

<ПИСЬМО> Комитета по содержанию жилищного фонда Администрации Санкт-Петербурга от 24.01.2002 N 422-03
<О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ НДС УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ПО ДОГОВОРАМ С ПРАВЛЕНИЯМИ ЖСК>




АДМИНИСТРАЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО СОДЕРЖАНИЮ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА

ПИСЬМО
от 24 января 2002 г. N 422-03



В связи с поступлением в Администрацию Санкт-Петербурга и в Комитет по содержанию жилищного фонда значительного количества обращений председателей ЖСК, а также запросов Ваших организаций, связанных с налогообложением НДС услуг, оказываемых специализированными предприятиями по договорам с правлениями ЖСК, сообщаю следующее.

Закон Санкт-Петербурга от 08.10.1996 N 112-44 "О структуре Администрации Санкт-Петербурга" не предусматривает осуществление органами Администрации города методического руководства, а также разъяснительной работы по вопросам применения существующего налогового законодательства. К предметам ведения Комитета по содержанию жилищного фонда согласно ст. 23 указанного закона относится общее руководство и координация деятельности государственных предприятий, осуществляющих обслуживание и ремонт жилищного фонда.
Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 N 783 утверждено Положение о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам (далее - МНС РФ). Согласно п. 7 Положения МНС РФ, в частности, осуществляет следующие функции: разрабатывает приказы, инструкции, методические указания и другие документы по применению законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, проводит разъяснительную работу в отношении применения налогового законодательства, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, разъясняет порядок исчисления и уплаты налогов и сборов.
Официальная позиция МНС РФ по вопросу налогообложения услуг, оказываемых подрядными организациями, по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию в домах ЖСК изложена в пункте 15 Методических рекомендаций по применению главы 21 "НДС" Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 20.12.2000 N БГ-3-03/156 (с изменениями на 22.05.2001, приказ N БГ-3-03/156), в котором предусмотрено освобождение от налогообложения НДС целевых взносов членов жилищно-строительных кооперативов, направленных на обеспечение технического обслуживания, текущего и капитального ремонта, санитарного содержания, управления эксплуатацией домохозяйства в домах ЖСК, т. е. целевых платежей домовладельцев за жилье и коммунальные услуги (п. 2.1 приказа Госстроя от 14.07.1997 N 17-45) именно в домах ЖСК, а не услуг, предоставляемых поставщиками для домов ЖСК в целом по заказу их правлений. Об этом также сообщалось Комитету в письмах Управления МНС по Санкт-Петербургу от 29.01.2001 N 03-06/1673, от 20.06.2001 N 03-06/11615. Указанная позиция была своевременно сообщена КСЖФ в письмах подведомственным организациям.

КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ МНС РФ от 20.12.2000 имеет номер БГ-3-03/447, а не номер БГ-3-03/156.

Услуги ЖСК как юридическим лицам предоставляются на основании договоров, заключаемых в соответствии со ст. 17 Жилищного кодекса и ст. 23 Закона "О товариществах собственников жилья" (Закон "О ТСЖ" согласно ст. 4 распространяется и на ЖСК) между органами управления кооперативов - правлениями ЖСК и поставщиками работ и услуг. Услуги по таким договорам между юридическими лицами облагаются НДС в общеустановленном порядке. Одновременно согласно ст. 37 Закона "О ТСЖ" правление ЖСК обязано заключить договоры на обслуживание, эксплуатацию и ремонт недвижимого имущества в кондоминиуме со всеми собственниками жилых (нежилых) помещений. Именно на основании этих договоров домовладельцы осуществляют правлению целевые платежи за жилье и коммунальные услуги, и услуги именно по этим договорам между населением и правлением ЖСК не облагаются НДС.
Одновременно следует учитывать, что решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.05.2001, постановление апелляционной инстанции от 02.08.2001 по делу N А56-11833/01 не носит преюдициального характера для правоотношений, возникающих между организациями, не являющимися сторонами по рассмотренному указанным судом делу.
Также в письме от 29.10.2001 N 03-06/18615, адресованном в ОАО "Спец. РНУ N 2", Управление МНС по Санкт-Петербургу сообщало, что предоставление льготы по НДС организациям, оказывающим по договорам услуги по эксплуатации жилых зданий, относящихся только к жилищному фонду ЖСК, противоречит общим принципам налогообложения, предусмотренным ст. 3 Налогового кодекса РФ, которой установлено, что не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности. В связи с чем Управление МНС по Санкт-Петербургу направило представленные Спец. РНУ N 2 решения арбитражных судов в Прокуратуру Санкт-Петербурга для вынесения протеста.
Имущественные отношения, в том числе возникающие при заключении подрядных договоров, регулируются Гражданским кодексом РФ, который предусматривает, что претензии сторон по договору при отсутствии взаимного соглашения рассматриваются в судебном порядке.

Председатель Комитета
по содержанию жилищного фонда
В.И.Хренов